Российские потребители безналичных платежей: поведение, клиентский путь, типы платежей
Стремительное развитие индустрии безналичных платежей изменяет их роль для различных участников экосистемы безналичной экономики. Безналичные платежи из базовой услуги становятся ключевой компонентой увеличения ценности в различных индустриях. Подобная трансформация индустрии розничных платежных услуг меняет не только конъюнктуру экосистем различных отраслей экономики, но и отношение потребителя к платежу. Новинки платежной индустрии становятся предметом внимания и интереса, что приводит к расширению личного ассортимента платежных инструментов, а форм-факторы, использующиеся когда-то активно, уходят на второй план и считаются пережитком прошлого. Однако ряд изменений происходит на более глубоком уровне: меняется роль платежа в клиентском пути, появляются новые типы платежей, а выбор инструментов все чаще происходит исходя из характеристик поведения клиентов, а не исключительно социально-демографических параметров, что заставляет финансовые институты, предоставляющие платежные услуги, адаптироваться под новые реалии и менять собственные продуктовые и маркетинговые стратегии с увеличивающейся скоростью.
Трансформация безналичной экономики и изменение роли розничных платежей в жизни потребителя послужили мотивацией к более подробному изучению отношения потребителя к безналичным розничным платежам, новых типов платежей и роли платежа в клиентском пути в различных ситуациях. Представленный отчет является продолжением серии отчетов Центра финансовых инноваций и безналичной экономики Московской школы управления СКОЛКОВО, посвященных рынку безналичных розничных платежей. Для более детального изучения изменений на рынке выбрана стратегия качественного исследования, результаты которого могут лечь в основу дальнейших количественных оценок. Дизайн исследования состоит из 4-х ключевых стадий: 1) заполнение потребителями онлайн-блогов (n=50, платежные дневники и дневники депривации); 2) включенное наблюдение; 3) проведение стандартных фокус -групп (8 групп по 6 человек) и 4) проведение игровых фокус-групп (4 группы по 5 человек).
Данное исследование будет полезно всем, кто заинтересован в развитии безналичной экономики в России, а также понимании новых ролей розничных платежей в жизни потребителя. Особенно стоит выделить банки и других провайдеров финансовых услуг, которым представленные результаты могут помочь в создании и продвижении новых продуктов. Публичный сектор, в свою очередь, может определить ключевые болевые точки для потребителей, чтобы улучшить качество и глубину использования финансовых услуг в России с помощью изменения стимулирующих и регуляторных подходов.
Скачать:
Свяжитесь с нами
Евгения Куликова
Менеджер проектов
+7 915 040 11 54
Evgeniya_Kulikova@skolkovo.ru-
Центр финансовых инноваций и безналичной экономики
+7 495 539 30 03